Заключение
В.С. Мерлин писал, что без знания реальных основ индивидуальных психологических различий двигаться в практику нельзя [63].
В рамках процесса гуманизации общества и индивидуализации образования и развития человека данная работа была призвана привлечь внимание к проблеме учета индивидуальных и типологических особенностей детей в процессе обучения и воспитания. В качестве основания для индивидуального подхода был рассмотрен темперамент.
Результаты экспериментов и сделанные выводы показывают возможность применения астрологического метода для определения структуры темперамента и диагностики задатков умственных способностей.
Выполненные в цвете диаграммы структуры темперамента и структуры базовых свойств нервной системы дают возможность белее точно учитывать индивидуальные особенности.
Аналогичные исследования по сопоставлению интеллекта и свойств темперамента и нервной системы (определенных традиционными научными методами) имеют аналогичные результаты: И.А. Курбатова [54], Н.И. Чуприкова и Т.А. Ратанова [101], Э.В. Штиммер [102]. Это доказывает достоверность астрологического метода.
По сложности и материальному обеспечению рассмотренный метод не превосходит психологические методики Векслера, Люшера, пятна Роршаха, ТАТ и др. Хотя, для работы по этому методу также нужна не особенно сложная, но всетаки специальная подготовка. Но высокая информативность метода оправдывает все затраты, поскольку результат работает на физическое и психическое здоровье детей.
Методика в целом требует дальнейшего изучения. Уже сейчас видятся возможности для ее расширения и углубления.
Связаться с автором можно по e-mail: cstkonst@mail.ru, cstkonst@yandex.ru, cstkonst@yahoo.com