Вторник, 15.07.2025, 22:52
ЦВЕТОВАЯ СТРУКТУРА ТЕМПЕРАМЕНТА
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Календарь
«  Июль 2025  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика




    Яндекс.Метрика



    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
     Эксперимент 3
    3.4. Эксперимент 3. Проверка гипотезы о зависимости уровня интеллектуального развития от структуры темперамента, определенного методом ЦСТ

    Цель эксперимента: проверить гипотезу о зависимости уровня интеллектуального развития от структуры темперамента.
    Материалы: Таблицы эфемерид.
    Данный эксперимент был проведен в 2 этапа.
    На первом этапе были произведены расчет структуры темперамента для каждого испытуемого и построение диаграмм ЦСТ.
    Алгоритм расчета приведен в главе 2. Результаты расчетов представлены на рисунке 11 (см. цв. обложку 3).

    Качественный анализ результатов, полученных на первом этапе, подтверждает утверждение многих исследователей о невозможности существования чистого темперамента – только соотношения темпераментов (И.П. Павлов; В.С. Мерлин [64]; Б.М. Теплов, 1956 г.; Н.Д. Бунаков [17] и др.). Выполненные в цвете диаграммы дают возможность наглядно представить специфику динамических характеристик личности. Учет качественных параметров структурных элементов ЦСТ значительно облегчит осуществление индивидуального подхода при обучении и воспитании детей. Так, среди испытуемых обнаружилось 9 человек с преобладанием красного цвета в ЦСТ (холерический темперамент). Среди них – 4 мальчика; именно их фамилии чаще всего упоминались учителями, когда они перечисляли тех, кто «мешает вести уроки». Детей, у которых в диаграмме преобладает синий цвет (меланхолический темперамент) часто характеризуют как трудолюбивых, усидчивых, ответственных. У семи детей в диаграмме преобладает либо зеленый, либо красно-коричневый (зеленый + красный) цвет. Все они, кроме одного (Катя, см. эксперимент 1), имеют высокий невербальный IQ, и все охарактеризованы учителем как «очень умные, очень способные».  

    Второй этап эксперимента был посвящен проверке гипотезы о влиянии структуры темперамента на уровень интеллектуального развития – в частности, о влиянии количества полного Воздуха в ЦСТ на уровень развития наглядно-действенного и наглядно-образного мышления у младших школьников. На основе расчетов первого этапа для каждого ребенка было посчитано количество полного Воздуха. (Алгоритм расчета приведен во второй главе данной книги.) По результатам расчетов построены диаграммы (см. рисунок 11 на цв. обложке 3). Далее был проведен корреляционный анализ между количеством полного Воздуха и интеллектуальными коэффициентами, полученными по шкале Векслера в эксперименте 1 (см. таблицу 16.) Таблица 16 Соотношение результатов умственного развития, определенных по тесту Векслера, с количеством полного Воздуха в ЦСТ и преобладанием Силы в структуре базовых свойств нервной системы.

    Результаты расчетов показали наличие слабой положительной корреляционной зависимости с вербальным IQ: r = 0,3052 (Р = 0,05) и с невербальным IQ: r = 0,3738 (P = 0,05). При анализе результатов корреляции с невербальным IQ было обращено внимание на детей, давших «минусы» в произведении X*У. (см. таблицу 17). Обнаружилось два рода «минусов»: 1-ый – со стороны Воздуха; 2-ой – со стороны невербального IQ. Таблица 17 Результаты исследований по методике Векслера, ранжирование по IQНВ («X» – количество полного Воздуха; «У» – невербальный интеллектуальный коэффициент)

    Для поиска причин «минусов» была проведена беседа с учителем. «Минусы» со стороны Воздуха были проинтерпретированы как то, что у ребенка настоящий уровень развития наглядно-образного мышления выше условной нормы, соответствующей данному количеству полного Воздуха в структуре темперамента. Основные причины этого видятся в следующем: 1) хорошее, без явных отклонений от нормы, здоровье; 2) повышенный, но доброжелательный контроль, как со стороны учителя, так и со стороны родителей; 3) хороший микроклимат, как в классном коллективе, так и в семье. «Минусы» со стороны невербального IQ дали четыре человека. Первоначально это проинтерпретировалось как то, что ребенок имеет настоящий уровень развития наглядно-образного мышления ниже условной нормы. Предполагаемые причины со слов учителя: Маша – нервная девочка, в 1-ом классе было подергивание лицевых мышц, работоспособность сильно зависит от настроения. Ксюша – родителями сформирована завышенная самооценка (девочка участвует в городском показе мод), при выполнении любого задания сосредотачивается не на самом задании, а на желании сделать как можно лучше, лучше всех; вследствие столкновения мотивов, их несоответствия сильно теряется. Леша – пережил испуг, заикается, из-за боязни сделать задание плохо с трудом сосредотачивается, теряется. Марат – младше всех в классе; с рождения живет с родителями в общежитии; отец выпивает, мать – музыкальный работник, не имеет времени заниматься сыном; очень не уверен в себе. При дальнейшем анализе диаграмм было обращено внимание на то, что дети, показавшие невербальный IQ ниже среднего, имеют в диаграмме ЦСТ преобладание или чистого красного цвета – Огонь (свойства холерика), или чистого синего – Земля (свойства меланхолика). В этом видится дополнительная причина низкого невербального IQ у трех детей, имеющих высокий показатель количества полного Воздуха: Маша, Ксюша, Леша. В отношении Марата, давшего самый большой «минус», в силе остаются указанные выше причины. Для дальнейшего исследования из выборки были исключены три человека (до N = 20) из тех, кто дал наибольшие «минусы» со стороны невербального IQ: Марат, Маша, Ксюша. В результате повторной корреляции Воздуха с невербальным IQ коэффициент составил 0,6394 (r = 0,6394, Р = 0,01). Выводы Стихия Воздуха в астрологии связывается с активностью, проявляющейся в ментальном плане, т.е. она имеет отношение к мышлению, к интеллекту (см. раздел 1.3). Таким образом, чем больше полного Воздуха в структуре темперамента, тем подвижнее ум ребенка, тем легче ему воспринимать и усваивать информацию и, следовательно, легче учится. Полученные результаты соотносятся с исследованиями современных психологов. Н.И. Чуприкова и Т.А. Ратанова в своих исследованиях получили убедительные данные о несомненной корреляционной зависимости всех трех показателей интеллекта по тесту Векслера со скоростью дифференцирования сигналов [101]. И.А. Курбатова, разрабатывающая полимодальный подход к диагностике одаренности, указывает, что подвижность нервной системы является психофизиологическим коррелятом успешности в разных видах деятельности [54]. Повторная (с исключением Марата, Маши и Ксюши) корреляция вербального IQ с полным Воздухом дала коэффициент 0,4856 (r = 0,4856, P = 0,05). Значит, от полного Воздуха в большей степени зависит невербальный IQ, чем вербальный. Или, приняв связь интеллекта с Воздухом, можно сказать, что задатки интеллекта определяются Воздухом, а реальный интеллект – невербальным IQ. Таким образом, именно невербальным IQ в большей степени определяется интеллект младших школьников. Это утверждение соответствует представлениям о разных генетических корнях мышления и речи (Л.С. Выготский, 1982). В.И. Лубовский пишет о существовании двух разных путей усвоения речи: механическом и с образованием смысловых связей, т.е. с участием мышления. Образование смысловых связей имеет более древние механизмы, и затрудняют их реализацию лишь нарушения или низкий уровень развития собственно речевой деятельности (Л.И. Алексина, 1977). В.И. Лубовский также отмечает, что развитие речи к началу периода школьного обучения не заканчивается и продолжается, по крайней мере, еще несколько лет. Во 2-3-ем классах ребенок еще не владеет рядом важных грамматических форм и категорий. При общем соответствии уровней развития речи и мышления на определенном этапе жизни ребенка наблюдается расхождение в динамике этих процессов. Самостоятельное существование смысловых связей возможно только в мышлении, где они могут быть выражены порядком элементов, присущих внутренней речи. И именно невербальные методики диагностируют уровень развития мышления безотносительно к состоянию речи, те виды мышления, которые, согласно возрастной периодизации, формируются и развиваются в этом возрасте: наглядно-действенное, наглядно-образное, наглядно-схематическое, которые, в свою очередь, являются основой для образования логического мышления [78, С. 12]. И.А. Курбатова для диагностики детской одаренности также предлагает использовать в первую очередь невербальные методики, позволяющие минимизировать эффекты социокультурных влияний [54].   В ходе данного исследования возникло предположение о возможности вывести из структуры темперамента (ЦСТ) структуру базовых свойств нервной системы (ЦСБСНС). В.Д. Небылицын, исследуя структуру основных свойств нервной системы, вводит понятие о «балансе» нервных процессов по динамичности. Проблему он видит в том, чтобы найти адекватные экспериментальные методики исследования свойств нервной системы, а в этих методиках – такие количественные показатели, которые позволили бы не только определять, но и измерять каждое из свойств. «Особую сложность здесь имеет проблема точной количественной оценки баланса нервных процессов. Дело в том, что для точной оценки баланса, как указывал Б.М. Теплов, необходимо использование таких методик, которые бы вели измерение абсолютного значения каждого из свойств в соизмеримых единицах и давали бы, следовательно, сопоставимые результаты» [68, С. 32]. В рассматриваемой методике данное требование выполняется – все величины выражены в процентах. Алгоритм расчета соотношения базовых свойств нервной системы в ЦСТ приведен во второй главе книги. На рисунке 11 (см. цв. обложку 3) приведены диаграммы результатов эксперимента для 23 детей. Ранжирование выполнено по значениям полного Воздуха Вз∑. Диаграммы расположены в следующей последовательности сверху вниз: –  Гистограмма: Цветовые структуры темперамента –  График: Значения IQНВ –  Гистограмма: Значения полного Воздуха –  Гистограмма: Цветовые структуры базовых свойств нервной системы Несомненно, предложенная гипотеза требует детального углубленного изучения и исследования, но попробуем, приняв ее условно, дополнить анализ эксперимента 3. При анализе структуры базовых свойств нервной системы было обращено внимание на то, что у 10 человек из 13, показавших невербальный IQ среднего и низкого значения, в ЦСБСНС значительно преобладает «сила», в то время, как у детей с высоким невербальным IQ такое преобладание отсутствует. Корреляция преобладания «силы» нервных процессов с невербальным IQ дала коэффициент r = –0,6052 (P = 0,01) – сильная отрицательная связь (см. таблицу 16). Этот результат соотносится с большинством работ советских психологов, цель которых состояла в сравнении силы возбуждения с уровнем умственных способностей, измеренных по тесту Векслера. Анализ тех работ показал, что имеется некоторая тенденция, в соответствии с которой среди индивидов с высоким уровнем интеллекта встречается больше лиц, характеризующихся слабой нервной системой, чем, так называемых, «сильных» типов (Я. Стреляу [90, С. 112]; Э.В. Штиммер [102, С. 106]). Таким образом, в общем случае видится необходимость соотнесения и учета всех трех диаграмм. Например, у Юли (IQНВ = 114), Эльвиры (IQНВ = 99) и Ромы (IQНВ = 97) в структуре темперамента меланхолическая компонента (синий цвет, Земля) составляет 50%. В структуре свойств нервной системы у всех троих значительно преобладает уравновешенность (соответственно 100%, 43%, 43%). Но у Юли значительно больше полного Воздуха (25%), в то время как у Эльвиры и Ромы полного Воздуха только по 13% и то за счет Водной составляющей, т.к. собственно Воздушная составляющая отсутствует. Из всего сказанного по этим трем детям можно заключить, что Юля имеет более благоприятные умственные задатки и ей легче учится, чем Эльвире и Роме. Здесь только важно помнить, что успехи в учебной деятельности не определяются одними только задатками. Влияние оказывают и здоровье, и многочисленные аспекты, обозначаемые как микро- и макросреда. И, тем не менее, учет хотя бы только свойств структуры темперамента и структуры базовых свойств нервной системы значительно облегчит осуществление индивидуального подхода.

    3.5. Выводы по экспериментальной части

    1. Опросниковый метод дает определение темперамента с очень большой погрешностью. (К аналогичному выводу пришли Б.М. Теплов [93] и В.С. Мерлин [64, С. 24]). Его можно использовать только в беседе со специалистом при психологическом анализе поведения ребенка.
    2. Астрологический метод дает возможность рассчитать соотношение темпераментов. (О невозможности существования чистого темперамента говорили И.П. Павлов, В.С. Мерлин [64], Б.М. Теплов, 1956 г. и др.) В связи с чем, понятие «темперамент» следует заменить понятием «структура темперамента» или «цветовая структура темперамента» (ЦСТ).
    3. Вариативное смешивание четырех основных темпераментов определяет существование 13 (15) динамических характеристик – возможных элементов структуры темперамента.
    4. В структуре темперамента наиболее значимыми являются следующие показатели: –  преобладающий по абсолютному значению структурный элемент ЦСТ (цвет самого верхнего уровня); –  второй преобладающий по абсолютному значению структурный элемент ЦСТ (цвет второго сверху уровня); –  структурный элемент, имеющий преобладающую долю (количество) в ЦСТ.
    5. При сопоставлении преобладающих элементов в структуре темперамента с невербальным интеллектуальным коэффициентом, обнаруживается сопряженность наиболее высоких показаний невербального IQ с преобладанием желтого, зеленого или красно-коричневого цветов и сопряженность с отсутствием преобладания красного и синего цветов.
    6. Из структуры темперамента можно вывести показатель количества полного Воздуха. Он может быть рассмотрен как аналог скорости или подвижности динамических процессов. Получены данные о корреляционной зависимости вербального и невербального показателей интеллекта от количества полного Воздуха. Аналогичные результаты при исследовании подвижности динамических процессов получили Н.Л. Чуприкова, Т.А. Ратанова [101] и И.А. Курбатова [54] (см. таблицу 16).
    7. Выдвинута гипотеза: из структуры темперамента можно вывести цветовую структуру базовых свойств нервной системы (ЦСБСНС).
    8. Получены данные о корреляционной зависимости невербального показателя интеллекта от отсутствия преобладания Силы в структуре базовых свойств нервной системы. Аналогичные результаты получены в исследованиях М.Д. Дворяшиной (1969 г.), И.М. Палей (1971 г.), Б.С. Одерышева (1971 г.), Э. Штиммера (1974 г.) [102].
    9. Г.Ю. Айзенк разработал схему соотношения между концессиями биологического, психометрического и социального интеллекта [1]. Наиболее фундаментальным является биологический аспект интеллекта, он же отвечает за индивидуальные различия интеллекта (см. приложение 3). В данной работе биологический интеллект определен по структуре темперамента (количеству полного Воздуха) и по структуре базовых свойств нервной системы (отсутствие преобладания Силы). По тесту Векслера определен психометрический интеллект. По Г.Ю. Айзенку, психометрический интеллект на 70% зависит от биологического и на 30% – от средовых факторов. Следовательно, предложенный астрологический метод может использоваться на практике для определения задатков интеллекта, задатков умственных способностей.

    3.6. Основные направления методических рекомендаций

    А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, Е.А. Флёрина говорили о невозможности давать однозначные советы, ратовали за творческий подход в воспитании и обучении детей при обязательном учете индивидуальных особенностей. Именно учет свойств высшей нервной деятельности, особенностей темперамента играет первостепенную роль при выработке индивидуального стиля учения, в формировании важных качеств характера. Было бы серьезной ошибкой игнорировать яркое их проявление [77, С. 55]. Исследователями накоплен большой материал, отражающий влияние свойств нервной системы и темперамента на различные сферы жизнедеятельности, в частности, на учебную деятельность. Особенно полезные для практики результаты имеют следующие исследователи:

    –  Е.А. Климов [49, С. 80], см. приложение 4 – Основные критерии свойств нервной системы (по Е.А. Климову);
    –  Е.С. Рабунский [77, С. 115], см. приложение 5 – Особенности динамики поведения и деятельности у школьников в зависимости от свойств нервных процессов (по Е.С. Рабунскому);
    –  А.К. Байметов [12, С. 129], см. приложение 6 – Особенности индивидуального стиля в учебной деятельности, обусловленные силой возбуждения (по А.К. Байметову);
    –  В.С. Мерлин [64], см. приложение 7 – Психологическая характеристика типов темперамента (по В.С. Мерлину);
    –  а также Н.Г. Уткина [97], А.Н. Конев [51], В.С. Мерлин и Е.А. Климов [66], В.С. Почекаенков (1973 г.) и др.

    Учитывая то, что одинаковые психические свойства по отношению к разным темпераментам проявляются по-разному [64, С. 24], рекомендуется начинать осуществление индивидуального подхода с учета базовых свойств нервной системы: силы, подвижности, уравновешенности (см. приложения 4, 5, 6). Для более глубокого изучения данного вопроса рекомендуется воспользоваться примерной Программой «Индивидуализация и дифференциация обучения и воспитания на основе индивидуально-психологических различий» (см. приложение 8).
    Copyright MyCorp © 2025